Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Почему дети не любят читать, или Как адаптировать ребенка к чтению?
Подчеркивая важность чтения, А. Герцен в 19 веке писал: «...Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания...».
Но это знаем мы, взрослые!
Дети же об этом, пожалуй, не подозревают. Как воспитать в ребенке любовь к чтению?
Почему так сложно бывает подвигнуть детей не только на чтение книг «по вкусу», «по душе», но еще сложнее – на чтение классической литературы, которую они изучают в школе (программных произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др.)?
Я задумывалась над этим вопросом.
И вот к какому выводу пришла: классика отличается от беллетристики отсутствием развлекательности, большим драматизмом описываемых событий, глобальностью поставленных в ней вопросов, часто – скучным, нравоучительным сюжетом, и это все психологически подавляет ребенка.
Не каждый взрослый способен выдержать такой накал серьезного отношения к жизни, трагического мировоззрения классических авторов. А мы требуем этого от детей, весь душевный строй которых нацелен на легкость и радость бытия! Отказываясь читать классическую литературу, ребенок как бы включает защитную функцию, оберегая свою психику от насилия над ней. Меня, как библиотекаря и учителя, всегда в большей степени настораживали не те дети, которые не хотят читать классику, а те, которые ее читают под воздействием мнения взрослых.
В одной из телевизионных программ Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» актер Армен Джигарханян очень тонко подметил, что «любой процесс воспитания есть насилие над личностью». Совершенно с этим согласна. Пытаясь сформировать из ребенка «правильного человека», мы часто прибегаем к психологическому насилию над ним.
Вопрос воспитания (каким оно должно быть?) – наверно, самый сложный на свете и не имеет одного единственного ответа. Это касается не только школьных учителей, но и родителей. Знаю такие примеры, когда пытаясь добиться от ребенка послушания в каком-либо вопросе, родители запирают его на ключ в детской комнате с книгой, уверенные, что таким способом приучат его к чтению.
Не пытайтесь добиться от ребенка любви к чтению таким вот садистским способом! Думаю, что ничего, кроме протеста и ненависти к чтению в его душе это не вызовет. А в детской памяти прочно поселится негативное отношение к книгам вообще. Вспомните себя в детском возрасте, разве вы любили читать то, что задает вам учитель?
Разве вам не хотелось порезвиться, вместо того чтобы сидеть дома со скучной книжкой в руках? «Что же тогда делать? – спросите вы. – Как обратить внимание своего чада на книгу?»
Приведу пример из личного опыта. Задавая своим ученикам чтение по программе, я даю им задание не написать о прочитанной книге, а нарисовать то, что они чувствовали, читая ее. Сначала такие задания удивляют ребят, но потом они начинают испытывать радость от того, что прочли именно эту книгу и «прожили» с ней фейерверк эмоций.
Так на глазах раскрываются дети, которые еще несколько дней назад испытывали недоверие к литературе. Посмотрите с ребенком какой-нибудь мультфильм (кинофильм) по мотивам известной детской книжки, сходите с ним на спектакль в театр по мотивам какого-нибудь детского произведения, нарисуйте цветными красками вместе с ним те чувства, эмоции, которые в вас вызвали эти просмотры, предложите ребенку самому прочесть эти истории из книг, чтобы сравнить их с мультфильмом или спектаклем.
Расскажите об авторе произведения, о том, какие интересные истории он еще написал, и самое главное, поведайте юному человеку, как та или иная книга, тот или иной персонаж помогли лично вам в жизни. С детьми постарше можно устроить модный теперь «шопинг» по книжным магазинам, предложить ребенку самому выбрать книгу, которая ему понравится и которую он не прочь почитать.
Одним словом, общайтесь с вашими детьми, делитесь с ними своими впечатлениями от книг и увидите, как дети потянутся к вашей личности, а после – и к книгам, про которые вы с такой теплотой вспоминаете или которыми восхищаетесь!
И это важное правило: «Делай как я, но оставайся самим собой!»
Автор: Марина Кузнецова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-71590/
© Shkolazhizni.ru
Автор: Марина Кузнецова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-71590/
© Shkolazhizni.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев