Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Роспотребнадзор начинает внезапные проверки общепита и ритейла. Санинспекторы получили право являться без предупреждения в рестораны, магазины и на предприятия пищевой промышленности
Роспотребнадзор готов начать внеплановые проверки ресторанов, супермаркетов и производителей продуктов питания с 23 января 2015 года.
Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе ведомства. Теперь санинспекция сможет не оповещать о своем визите, если проверка касается качества и безопасности продуктов питания — ранее закон требовал предупреждать не менее чем за сутки.
Такие полномочия Роспотребнадзор получил после подписания президентом 31 декабря 2014 закона № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».
Прежде ведомство не могло прийти с проверкой без предупреждения.
Предварительное уведомление для проведения проверки не требовалось лишь в самых исключительных случаях, когда существовала угроза причинения вреда жизни, здоровью людей и возникновения технической катастрофы.
Как отмечают в Роспотребнадзоре, внеплановые проверки не давали результатов, так как нарушители успевали замести следы, уволить задним числом или отправить в отпуск всех ответственных за качество товаров или услуг — ведь ведомство было обязано предупреждать о своем приходе и причине проверки не менее чем за 24 часа. А на лабораторные исследования и работу проверяющих тратились бюджетные средства.
В итоге большая часть проверок, производимых санинспекторами с 2008 года, носила плановый характер — 7 лет назад было запрещено проводить внеплановые проверки без предварительного уведомления предприятия об этом (закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Как отмечают в Роспотребнадзоре, внеплановые проверки не давали результатов, так как нарушители успевали замести следы, уволить задним числом или отправить в отпуск всех ответственных за качество товаров или услуг — ведь ведомство было обязано предупреждать о своем приходе и причине проверки не менее чем за 24 часа. А на лабораторные исследования и работу проверяющих тратились бюджетные средства.
В итоге большая часть проверок, производимых санинспекторами с 2008 года, носила плановый характер — 7 лет назад было запрещено проводить внеплановые проверки без предварительного уведомления предприятия об этом (закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Ранее в СМИ глава Роспотребнадзора Анна Попова заявляла, что с 2008 по 2014 год Роспотребнадзор снизил количество проверок в четыре раза. При этом из 400 тыс. жалоб, поступающих ежегодно, 10% касались качества и безопасности продуктов питания, сырья и пищевых добавок.
— Недобросовестные предприниматели за 24 часа успевают полностью устранить любые доказательства совершенного правонарушения, — говорит партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. — Нарушители успевают спрятать оборудование по приготовлению продуктов питания, находящееся в торговом зале, либо дать отгул всем сотрудникам, не имеющим санитарных книжек, либо вообще скрыться. И к моменту проверки порой вообще остается только пустое помещение.
Также, по словам экспертов, недобросовестные предприниматели избегают проверок под всевозможными предлогами — проведение ремонта, отсутствие уполномоченных должностных лиц ввиду болезни.
Основанием для проведения Роспотребнадзором внеплановой проверки может стать, например, жалоба потребителей. Также проверки могут проводиться по истечении срока исполнения ранее выданного ведомством предписания об устранении тех или иных нарушений или по требованию прокурора.
Юрист Национальной юридической службы Александр Кожевников считает, что организации общепита и так поставлены в достаточно жесткие условия, а предлагаемые изменения расширят и без того немалые возможности Роспотребнадзора.
— Дело кончится «конвейерными» проверками продуктовых магазинов, организаций общественного питания, что недопустимо. Правильнее было бы разъяснять людям их права и обучать грамотно их защищать. Даже школьнику нужно объяснить, в какую организацию и в какой форме нужно обращаться в случаях нарушения его прав, — говорит юрист.
Позицию Кожевникова разделяет правовой эксперт Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Мария Орлова.
— Эти изменения усугубляют и без того нелегкую жизнь бизнеса. Сегодня, даже получив уведомление, предприятие не знает, на каком основании прокуратура дала разрешение инспекторам. У нас часто случается, что жалоба была по одному факту, а инспектор проверяет всё, — заявляет Орлова. — Независимо от тяжести нарушения наказать могут как угодно строго. Для предприятий питания (особенно малый бизнес) самое сложное — это приостановка деятельности до 90 дней, в то же самое время надо из чего-то платить аренду. Выдержать такое могут только крупные сетевые компании, такие как McDonald's. Все восемь ресторанов, чья деятельность была приостановлена санитарными инспекторами в прошлом году, открылись заново. На примере плановых проверок в этой сети можно сделать вывод, что закрыть за нарушения могут кого угодно и за что угодно.
Получить оперативный комментарий в McDonald's не удалось.
По данным Орловой, в общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» уже готовят корректировки к новому ФЗ, которые хотели бы предложить со стороны бизнеса. Первый вице-президент «Опоры России» по аналитической деятельности Владислав Корочкин в беседе с «Известиями» подтвердил, что будут готовиться предложения по смягчению требований для малого и среднего бизнеса в ближайшее время. Однако пока единая позиция не выработана.
— Данный закон был принят без какого-либо учета и оценки рисков для бизнеса. Инициатива депутатов не прошла через процедуру оценки регулирующего воздействия. Поправки, расширяющие полномочия Роспотребнадзора, появились в законопроекте только ко второму чтению, — говорит Корочкин.
Председатель комиссии Общественной палаты по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак, впрочем, считает, что проведение внеплановых проверок без уведомления выгодно добросовестному бизнесу. До сих пор ему сложно было выдержать конкуренцию с теми предприятиями, которые не соблюдают всех необходимых норм, устраняя нарушения лишь на время проверки. Эксперт добавил, что с коррупцией, источником которой, по мнению противников нововведения, могут стать внезапные проверки, должны вести борьбу соответствующие органы — и не в ущерб качеству предлагаемой населению пищевой продукции.
Принятый в конце прошлого года Федеральный закон № 532-ФЗ был разработан группой депутатов-единороссов. В число соавторов, в частности, вошли председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, член думского комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина и др.
— Недобросовестные предприниматели за 24 часа успевают полностью устранить любые доказательства совершенного правонарушения, — говорит партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. — Нарушители успевают спрятать оборудование по приготовлению продуктов питания, находящееся в торговом зале, либо дать отгул всем сотрудникам, не имеющим санитарных книжек, либо вообще скрыться. И к моменту проверки порой вообще остается только пустое помещение.
Также, по словам экспертов, недобросовестные предприниматели избегают проверок под всевозможными предлогами — проведение ремонта, отсутствие уполномоченных должностных лиц ввиду болезни.
Основанием для проведения Роспотребнадзором внеплановой проверки может стать, например, жалоба потребителей. Также проверки могут проводиться по истечении срока исполнения ранее выданного ведомством предписания об устранении тех или иных нарушений или по требованию прокурора.
Юрист Национальной юридической службы Александр Кожевников считает, что организации общепита и так поставлены в достаточно жесткие условия, а предлагаемые изменения расширят и без того немалые возможности Роспотребнадзора.
— Дело кончится «конвейерными» проверками продуктовых магазинов, организаций общественного питания, что недопустимо. Правильнее было бы разъяснять людям их права и обучать грамотно их защищать. Даже школьнику нужно объяснить, в какую организацию и в какой форме нужно обращаться в случаях нарушения его прав, — говорит юрист.
Позицию Кожевникова разделяет правовой эксперт Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Мария Орлова.
— Эти изменения усугубляют и без того нелегкую жизнь бизнеса. Сегодня, даже получив уведомление, предприятие не знает, на каком основании прокуратура дала разрешение инспекторам. У нас часто случается, что жалоба была по одному факту, а инспектор проверяет всё, — заявляет Орлова. — Независимо от тяжести нарушения наказать могут как угодно строго. Для предприятий питания (особенно малый бизнес) самое сложное — это приостановка деятельности до 90 дней, в то же самое время надо из чего-то платить аренду. Выдержать такое могут только крупные сетевые компании, такие как McDonald's. Все восемь ресторанов, чья деятельность была приостановлена санитарными инспекторами в прошлом году, открылись заново. На примере плановых проверок в этой сети можно сделать вывод, что закрыть за нарушения могут кого угодно и за что угодно.
Получить оперативный комментарий в McDonald's не удалось.
По данным Орловой, в общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» уже готовят корректировки к новому ФЗ, которые хотели бы предложить со стороны бизнеса. Первый вице-президент «Опоры России» по аналитической деятельности Владислав Корочкин в беседе с «Известиями» подтвердил, что будут готовиться предложения по смягчению требований для малого и среднего бизнеса в ближайшее время. Однако пока единая позиция не выработана.
— Данный закон был принят без какого-либо учета и оценки рисков для бизнеса. Инициатива депутатов не прошла через процедуру оценки регулирующего воздействия. Поправки, расширяющие полномочия Роспотребнадзора, появились в законопроекте только ко второму чтению, — говорит Корочкин.
Председатель комиссии Общественной палаты по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак, впрочем, считает, что проведение внеплановых проверок без уведомления выгодно добросовестному бизнесу. До сих пор ему сложно было выдержать конкуренцию с теми предприятиями, которые не соблюдают всех необходимых норм, устраняя нарушения лишь на время проверки. Эксперт добавил, что с коррупцией, источником которой, по мнению противников нововведения, могут стать внезапные проверки, должны вести борьбу соответствующие органы — и не в ущерб качеству предлагаемой населению пищевой продукции.
Принятый в конце прошлого года Федеральный закон № 532-ФЗ был разработан группой депутатов-единороссов. В число соавторов, в частности, вошли председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, член думского комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина и др.
Помимо расширения полномочий для Роспотребнадзора документ устанавливает административную ответственность по фактам обращения фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок.
Полномочиями возбуждать дела о таких правонарушениях теперь наделены должностные лица Роспотребнадзора, а также ФТС России и Росздравнадзора. Принимать решение о назначении административного наказания будет суд.
Летом прошлого года Роспотребнадзор выступал с предложением ввести внезапные проверки. Однако соответствующий законопроект ведомства получил отрицательное заключения Министерства экономического развития. В экономическом ведомстве «Известиям» сообщили, что отмена уведомлений о проверках в том виде, в котором она была представлена в законопроекте Роспотребнадзора, не решала задачи по безопасности граждан, но влекла за собой дополнительную нагрузку и могла препятствовать развитию бизнеса.
Летом прошлого года Роспотребнадзор выступал с предложением ввести внезапные проверки. Однако соответствующий законопроект ведомства получил отрицательное заключения Министерства экономического развития. В экономическом ведомстве «Известиям» сообщили, что отмена уведомлений о проверках в том виде, в котором она была представлена в законопроекте Роспотребнадзора, не решала задачи по безопасности граждан, но влекла за собой дополнительную нагрузку и могла препятствовать развитию бизнеса.
Татьяна Ширманова, Анна Лялякина
- Войдите на сайт для отправки комментариев